АКОРТ объединяет 26 крупнейших
торговых предприятий страны

Торговые предприятия членов АКОРТ
обеспечивают десятки тысяч
рабочих мест в регионах
ЦИФРЫ И ФАКТЫ РИТЕЙЛА ►
Торговые сети – члены АКОРТ ежегодно
открывают более 10 распределительных центров

Каждый распределительный центр
обеспечивает более 1000 новых рабочих мест
в торговле и смежных отраслях
ЦИФРЫ И ФАКТЫ РИТЕЙЛА ►
Ежедневно более 14 миллионов покупателей
посещают магазины компаний АКОРТ

13% ВВП страны обеспечивается
за счет торговли

ЦИФРЫ И ФАКТЫ РИТЕЙЛА ►
Более 22% налоговых отчислений обеспечивают
торговле первое место по вкладу
в консолидированный бюджет РФ

Более 15% экономически активного населения России
заняты в сфере торговли – каждый шестой
работающий россиянин занят в торговле
ЦИФРЫ И ФАКТЫ РИТЕЙЛА ►
Медиа-центр / Отраслевые новости / Пандемия спровоцировала возобновление роста теневого рынка алкоголя
25.02.2022

Пандемия спровоцировала возобновление роста теневого рынка алкоголя

Объем нерегистрируемого потребления крепкого алкоголя в 2020 году достиг 34–44%, что на 4 п.п. больше допандемийного периода. К такому выводу пришли специалисты Центра развития потребительского рынка СКОЛКОВО в своем исследовании.
 
Несмотря на то, что в целом потребление алкогольной продукции в стране планомерно сокращалось с 2008 года, в 2020 году эта тенденция преломилась. По данным исследования, общий объем продаж алкоголя на 1 человека (15+) в 2020 г. увеличился до 7,6 л (в литрах чистого спирта) в сравнении с 2019 г. – 7,4 л.  В 2020 году с 2019 годом выросли продажи крепкого алкоголя на 4,4%  и достигли 103 млн дал; продажи вина выросли на 3%, игристого вина -  на 4%, фруктового вина  - на 17%. Продажи пива и пивных напитков выросли на 3,7% год в 2020 году, до 748 млн дал.
 

 
Среди основных причин роста популярности алкогольной продукции исследователи называют: пандемию COVID-19, снижение доходов населения и рост потребительских цен. При этом с 2020 года снова возобновился рост популярности крепких алкогольных напитков, преимущественно за счет дешевой водки, несмотря на то, что ранее потребитель охотнее отдавал предпочтение именно слабоалкогольным.
 
Наряду с увеличением востребованности алкоголя активировалось и расширение теневого сегмента. На этом в том числе сказались и рост акцизов, и рост МРЦ, и увеличение издержек добросовестных производителей. Кроме того, нелегально произведенные крепкие алкогольные напитки оказываются экономически более выгодны и привлекательны для низкодоходных групп потребителей, несмотря на то, что несут серьезный риск для здоровья и жизни. С 2008 по 2019 год смертность от причин, связанных со злоупотреблением алкоголем, в том числе контрафактным, падала. В 2020 г. этот тренд прервался, и показатель вырос на 6,3% (а в пересчете на 100 тыс. человек – на 6,6%).
 
Подобные тенденции сохранялись и в 2021 году. Количество поисковых запросов «самогонный аппарат купить» в «Яндекс» в ноябре 2021 г. достигло 186 тысяч на фоне ежемесячных – 128 тысяч запросов. «Алкоголь круглосуточно» в 2021 году в «Яндекс» ежемесячно запрашивали до 54 тысяч раз и выше.